Последние новости

Счетчики

Нахлыст для начинающих

Обдурили жерешка...

Первое осознанное стремление перехитрить рыбу возникло у меня, когда я был ещё отроком. На спиннинг я тогда если и ловил, то только щурят в озёрах да жереха на волжских перекатах. Но больше в своих уловах полагался на донки и удочки. И вот однажды рыбачил я в месте, где Дон огибает небольшой островок. Стали меня тревожить постоянные всплески за корягой. Поскольку я переплыл на островок лишь с удочкой, возвращаться за спиннингом не стал. При очередном шумном всплеске нервы не выдержали, и я направился туда.

Увы, ловить классически не позволяло сильное течение. Леску быстро выдувало в прямую линию. Пока я раздумывал, что делать, кто-то рванул моего червя и оторвал поводок, как будто его и не было. Ага! Значит, правду пишут в альманахах «Рыболов-Спортсмен»: всплывающую и трепыхающуюся в верхних слоях воды наживку гарантированно атакует белый хищник. Сейчас проверим! Я быстренько поймал пару кузнечиков, привязал новый поводок с крючком и опять запустил свою нетонущую донку. Поклёвка последовала не сразу. Я несколько раз приподнимал удилище, пытаясь как-то привлечь внимание рыбы. Наконец, получилось так, что, управляемый течением и рябью, кузнечик стал прыгать по поверхности воды. Вот тут-то жерешок и смалодушничал. Тогда мне эта маленькая победа показалась всего лишь творческим отступлением от основной рыбалки. После поимки этого жерешка «нетрадиционным способом» я спокойно вернулся к ловле на поплавок на обратном течении.

Поединок с голавлём

Второй запомнившийся случай относится к эпохе моего студенчества. Была пора расцвета кооперативов, в одном из таковых работал мой друг, и они строили на берегу речки Иловли птицеферму. Однажды друг Федя предложил мне приехать к нему на работу — пожить там, половить рыбу. И не ведал я, что именно на этой речке я первый раз в жизни такое отчебучу: при попытке поймать голавля удочкой последовательно сниму грузило, затем поплавок и буду пытаться добросить крючок с живым кузнечиком до цели — под нос настырному голавлю. Наверное, всё бы на попытках и закончилось, но случилось непоправимое. Я таки его поймал!

Это был небольшой голавлик, граммов на 500, но какой трудный! Ведь я пытался соблазнить его или его собратьев два часа кряду. Последние минут двадцать я уже просто мучил кузнечика. Я видел, что рыбы к нему небезразличны. Как только он шлёпался в воду — кидались к нему, но резко останавливались и как ни в чём не бывало плыли себе дальше. Рыба мне была не нужна. Я просто исследовал тогда ещё новую для меня речку. Но почему-то этому голавлю я был рад больше, чем пойманному за день до этого своему первому сомёнку на донку. И голавль, и сомёнок были первыми в жизни, но сомёнок как-то попался сам, ибо глупый, а голавли глумились надо мной долго... Я с удовольствием вспоминаю сопутствующий момент: пока я пытался обмануть голавлей, из ближайших камышей незаметно вышла полуторакилограммовая щука и кинулась на садок, в котором трепыхались две густеры — прямо мне под ноги! Сердце ушло в пятки. Я смотрю, моргая, на эту разбойницу, она таращится на садок, недоумённо пятясь назад, а голавлям хоть бы хны. Ну зла не хватает! И я продолжаю хлестать кузнечиком воду.

Вдруг короткий бросок — и вот он уже бьётся за жизнь. Не знаю как, но я его перехитрил!
Думаю, что это и был мой самый первый шаг к нахлысту, причём ещё без понятия, что это такое. Я до сих пор ленюсь при ловле на спиннинг лишний раз перевязать более легкий груз или попробовать в перспективном месте 3-4 блесны, прежде чем идти дальше... А тут всё было на таком нерве — я точно знал, что рыба здесь, я периодически видел объект охоты, я поставил перед собой цель её поймать!..

И начал я интересоваться нахлыстом. Читал про него в разных книгах и журналах, с упоением слушал рассказы, как на обыкновенную мясную муху из маленького омутка выманивают на поверхность здоровенных язей, которые ни на что больше не реагируют. И ещё много чего интересного и непонятного. Всё это во мне копилось, зрело, и количество, следуя законам диалектики, уже грозило перейти в качество… Что, собственно, и произошло.
Нахлыст для начинающих

Кому нахлыст, а кому — «флай-фишинг»

Судьба в обличье Интернета познакомила меня с Джоном Спрингером. Джон — американец с испанскими корнями, любящий рыбалку как таковую, но особенно без ума от нахлыста и зимней рыбалки со льда. Мы с ним долго вели беседы на тему нахлыста. Я, как и все мои друзья, считал нахлыст экзотическим способом ловли рыбы. Как, например, клюшка и мяч — это хоккей с мячом. А есть игра в гольф... Или карты — «подкидной дурак», но есть, знаете ли, бридж. Но Джон был категорически со мной не согласен и не унимался. В конце концов он пообещал приехать и наглядно показать, что нахлыст — это не экзотика.

Случилось это в 1998 году, когда Джон Спрингер первый раз приехал в Россию со своей женой Сэнди. Представьте себе, человек сдержал обещание и привёз с собой нахлыстовую палку со шнуром, чтобы всего лишь показать, как это выглядит и как это работает. Он вёз это через океан, через несколько границ, через Санкт-Петербург, через Москву — в Волгоград, чтобы показать какому-то Лёше, который толком не говорит по-английски, что такое «fy-fshing»*.

Складывалось так, что у нас для встречи был только один день. В этот солнечный сентябрьский день мы и встретились с Джоном не где-нибудь, а на остановке «Мамаев Курган». Да-да, возле того самого памятника-ансамбля. Времени в обрез и у него, и у меня. Поняв это, гость не церемонясь вынул из багажника нахлыстовое трёхколенное удилище, быстро его собрал, прикрепил катушку, и мы вышли с ним на свободный участок асфальта, буквально к первому памятнику мемориала. Представьте: мимо едут машины, битком набитые троллейбусы, а Джон пытается объяснить мне — больше жестами, чем словами — суть происходящего в его ловких руках. Честно, я не ожидал, что это так изящно, так непринуждённо и так красиво. Именно тогда я вдруг понял, что, как говорится, отступать некуда. Если нахлыст проделал такой сложный путь: победив виртуальное общение, которое обычно заканчивается ничем, и прилетев с другого континента, преодолев языковой барьер, мои пассивность и советскую ментальность, чтобы предстать перед моим же удивлённым взором — значит, это действительно судьба...

С тех пор я начал интересоваться нахлыстом целенаправленно. Небезызвестный Виктор Власенко помог мне приобрести тисочки и энциклопедию Курноцика, Интернет вывел на Сергея Уткина, Джон познакомил с Виктором Марковым, знакомые рыболовы из Москвы подарили видеозапись с уроками Евгения Боксёра… Контрольный в голову был произведён тем же Джоном ровно через год, когда он приехал в Россию во второй раз, уже без жены, а чисто порыбачить с Сергеем Занозиным на Умбе и со мной у нас на Дону. Он подарил мне нахлыстовый комплект. Простенькую палку и катушку с двумя шнурами, плавающим и тонущим. Ну и, конечно, целый набор всяких мушек, нимф и стриммеров. В общем, я с головой нырнул в тему «флай-фишинга».

Первая рыба, которую мне удалось выловить из Ахтубы, была уклейка. Она что-то гурьбой делала около берега и разбегалась, как только я подходил ближе. Я выбрал расстояние, которое её не пугает, и стал пытаться просто добросить мушку до заветных кругов на воде. Вот тут-то и начал понимать, что в этом деле всё «по-настоящему». И встать надо правильно, и преподать приманку качественно, и подсечь вовремя. Всему этому надо было учиться и учиться, но первая рыба была поймана! О чём я с гордостью сообщил Джону и потом рассказывал своим друзьям. Я с нетерпением ждал, когда Джон приедет в Россию ещё раз. Специально искал для него речки, где, по моему мнению, можно ловить нахлыстом. Нужны были плотва, окунь, краснопёрка... Конечно же, первым делом я посетил Иловлю, где меня ждал сюрприз.

Искушение шемаи

На Иловле я первый раз в жизни ловил шемаю, которая скатывалась вниз после нереста и задерживалась в интересных для неё местах. Именно на ше-майке я нарабатывал навыки аккуратной подачи мухи под самый нос рыбе. И именно здесь килограммовый голавль нежданно-негаданно атаковал мою мушку, а у самого берега сломал мне лёгкое удилище, которое было рассчитано максимум на ловлю ручьевой форели. Конечно, сейчас я бы обошелся без потерь, но тогда понятия не имел, что у нахлыстовиков есть подсачеки именно для таких случаев: когда стоишь в воде и практически невозможно взять рукой кувыркающуюся рыбу, управляя мягким удилищем.

Краснопёрки, которые плавали около водорослей, уже не были для меня экзотикой. Я облавливал подобные места принципиально и шёл всё дальше, исследуя всякие там заводинки, водоворотики и прочее. Наконец, рассмотрел под поверхностью воды приличные рыбьи спинки. Выловил двух рыб — голавлика и шемайку. Приноровился быстро. Далеко бросать не надо, красота! Прицепил мушку «кузнечик» — и давай охотиться. Иногда голавль нарезал круги, отчего я начинал нервничать и путаться в близрастущих кустах. Затем, распугав всё, что плавало в ямке сразу после переката с травкой, пошёл выше по течению. Нашёл классный мысок, а там эти самые спины стоят и меня ждут. Только кинул — есть! Шемая. Пока вытащил, остальные насторожились и «пошли в отказ». Ну, я не мытьём, так катаньем. Давай плюхать кузнечика по-всякому. Сначала кидались на всплеск, иногда на тонущую наживку, а потом я приноровился: даю проплыть наживке по течению, а потом начинаю подёргивать... Вот тут нервы у них не выдерживают! Один приличный голавль пару раз приплыл понюхать мою муху и даже чмокнул один раз. Да я ж, блин, рыбак такой — подсёк рано, а он обиделся и уплыл.

Продолжаю соблазнять шемаек, но тут откуда ни возьмись выворачивает голавль и ка-а-ак, ё-моё! И потащил. Сначала против, потом по течению с ускорением. А я путаюсь в шнуре, не зная, что делать — то ли рукой его подтягивать, то ли наматывать на катушку. Подвёл его почти к ногам — нахлыстовая палка сломалась на фиг. Я за шнур, а он давай круги нарезать по воде… В конце концов вытащил. Дома взвесил — 1 кг. Ого, думаю, а как же на нахлыст ловят сёмгу, лосося, форель? Сейчас такие непонятки вызывают у меня улыбку, а тогда я просто пребывал в восторге. Опять зарылся в энциклопедию Курноцика, стал изучать методику вязания мушек и перво-наперво — кузнечиков.

Надменные язи

Первое моё знакомство с язями состоялось на Ахтубе в Солодовке (Волгоградская область). Это был один из тех редких дней, когда я всё же решил взять нахлыст. У меня также был с собой джиговый спиннинг. Возможно, у прожжённых нахлыстовиков этот факт вызовет негодование, а у спиннингистов снисходительную улыбку, однако признаюсь как на духу: рыбу я поймал, конечно же, на спиннинг, но вот какую, где и как — не помню (всё происходило банально), с нахлыстом же я не поймал ни одной рыбы, но зато каждое мгновение помню до сих пор. Как без особого энтузиазма расположился там, где однажды в проводку ловили язей на горох, как выбрал место, чтобы никого не задеть сзади и сбоку, и как неожиданно какая-то рыба потянула кузнечика, но сорвалась! И как ещё срывались подряд несколько язьков (наверное, это были они), а я списывал это на своё неумение вовремя подсекать и правильно вываживать.

Как потом оказалось, Джон подарил мне гроссхоппера, у которого на крючке не было бородки. Откуда я мог знать, что крючки без бородок часто практикуются в нахлысте из гуманных соображений, а в Америке иногда являются требованием — чтобы легко снимать рыбу с крючка, не причиняя ей вреда, и отпускать.

Помню, как потом лежал на обрыве, вглядываясь в тёмную воду, и ждал, когда язь соблаговолит заинтересоваться моей мухой и вынырнуть откуда-то из глубины. Ещё я пытался соблазнить то ли жерешат, то ли голавликов, которые тусили возле длинной коряжки в виде оглобли. Битый час подкидывал муху и так, и эдак. И сплавлял её, и подёргивал, и перевязывал другую… Но рыбы напрочь игнорировали почему-то только мою муху, а всякую живность, включая подкинутых мною кузнечиков, лопали за милую душу. То ли видели меня на высоком берегу — я просто лёг на бугор, и над обрывом торчали только моя голова и нахлыстовая палка.

И как только моя муха уплыла дальше, чем обычно, откуда-то из глубины медленно поднялась чёрная спина... Какая-то рыбина посмотрела на муху и спокойно исчезла в глубине. Всё. Я пролежал там часа полтора, не меньше! Это что-то поднималось ещё раза три, но соблазнить рыбу мне не удалось.

Чехонь в Ахтубинске

Впервые я перестал думать о том, что делаю что-то неправильно, на рыбалке около Ахтубинска. Мы там довольно комфортно отдыхали на острове, рыбы было вдоволь, но была проблема с насадкой. Две резинки, на которые мы ночью ловили чехонь, нуждались в большом количестве насадки. Кузнечики — это на одну поклёвку, а червей добывали в мокрой низине, копая землю веслом под дикий звон комарья. Ещё мы соорудили жерлицу на сома, для которой требовался живец.

Чтобы не тратить драгоценных червей на ловлю живца, я взял нахлыст, две бутылочки пива и уселся на обрыве, свесив ножки. Сижу, попиваю пиво, покуриваю сигаретку, приземляю муху на воду и радуюсь погожему дню. Откуда ни возьмись всплывает чехонька и чмокает мою мушку, как говорится, взасос. Дальше всё происходило как в прекрасном сне. Я никуда не торопился, просто методично опускал муху то в одном месте, то в другом, иногда просушивая её в воздухе. Видел голавликов, чехонь, плотву. Поймал для жерлицы то, что требовалось, но с каким удовольствием и изяществом я это сделал!

Рыбак рыбака видит

И вот однажды нашёлся человек, который, видимо, как и я, шёл к нахлысту самостоятельно. Сейчас уже можно сказать: встретились два абсолютных чайника, проехались друг другу по ушам и договорились вместе порыбачить с нахлыстом. Волновались оба, как девушки на первом свидании. Всё норовили подсмотреть друг за другом, боялись обнаружить своё невежество в каких-то вопросах. Но всё получилось очень ярко. Место, которое было выбрано, просто кишело голавлями и язями. Мы ловили рыбу в своё удовольствие, перенимали друг у друга методы доставки мушки в нужное место, а самое главное — поверили в свою состоятельность как нахлыстовиков окончательно. Например, Дмитрий (Щелянов, он же «Лумис») увидел, как я сушу мушку в воздухе и пытаюсь шлёпнуть ею с размаху перед мордами голавлей, а я не без интереса наблюдал, как он подбрасывает мушку — всё ближе, ближе, шаг за шагом, командуя лежащим на воде шнуром. Нам было не стыдно друг перед другом за то, что и каким образом мы делали. Но это была всего лишь очередная точка отсчёта в нашей серьёзной нахлыстовой практике.
Ключевые теги: нахлыст, ловля нахлыстом, нахлыстовые удилища

Поделитесь ссылками в социальных сетях

Другие новости по теме:

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.